О дизайне Apple Store

Опубликовано Опубликовано в рубрике Обзоры

apple-store

Вчера Патентное Бюро США выдало патент на «Отличительные особенности дизайна и размещения (компоновки) магазинов Apple Store».

За несколько последних лет этот дизайн и компоновка были так же, как и большинство продуктов Apple, скопированы всеми крупнейшими компаниями в IT-отрасли: Microsoft, Samsung, Nokia etc. И несмотря на их утверждения, что «не такая уж это и инновация», все они стали удивительно похожи в одно и то же время.

И неспроста, т.к. там на самом деле есть что копировать.

К вопросу о внимании к мелочам в Apple достаточно сказать, что пол во всех магазинах Apple Store изготовлен из натурального тосканского камня (и на каменоломнях в Италии каждую плиту подписывают и нумеруют, чтобы при укладке пола было ясно, какую с какой и как стыковать для получения изначального рисунка), «парящие» лестницы из многослойного триплекса являются личным изобретением (и патентом) Джобса, а по прибыльности на 1 кв.м. магазины Apple Store являются первыми в мире, опережая даже магазины Tiffany & Co.

История магазинов Apple началась в 1999 году, когда через два года после возвращения в Apple Джобс решил делать собственную торговую сеть Apple. На тот момент это было неслыханно: собственные магазины были разве что у Ferrari, Tiffany и Nike, а абсолютно все в IT-отрасли продавали свою продукцию только в мультибрендовых магазинах, принадлежащих крупным торговым сетям.

Джобс понял, что какой бы классной ни была любая из этих сетей, для всех работников на всех уровнях в этих торговых компаниях продукция Apple всегда будет только одной из. К тому-же, мотивация этих работников привязана только к объёмам. Поэтому, такая работа никогда и ни при каких условиях не будет эффективной ни для кого, кроме самой торговой сети. Поэтому нужны свои магазины, свой персонал, своя система продаж и покупатели только своей продукции.

Именно с этой целью Джобс привлёк в 1999 году Рона Джонсона (Ron Johnson), который до этого возглавлял розницу в крупной американской торговой сети Target.

ron-johnson-steve-jobs

Чтобы понять, что нужно делать, Джобс с Джонсоном в течение полугода возводили макеты торговых площадей в натуральный размер в одном из хозяйственных помещений Купертино. При этом Совет Директоров вообще об этом ничего не знал; Джонсон на тот момент ещё даже не числился в Apple; а у Джобса было полно других дел. Но несмотря на это именно эти два человека лично создавали полноценную модель, двигали столы, стенды, размещали товары именно так, как будет идеально удобно ПОКУПАТЕЛЮ, а не продавцу, директору или уборщице.

В итоге, через более чем полгода, концепция и формат Apple Store были ясны и заключались в том, что:

  • Товары должны располагаться не по категориям продавца, а по области применения покупателем: мобильные или настольные; ПО и аксессуары для работы с видео – отдельно, со звуком – отдельно, с фото – отдельно.
  • Вся техника должна быть выставлена в рабочем состоянии на столах, размещённых по центру или занимающих самое большое и главное место. Каждый посетитель должен иметь возможность взять в руки и попробовать любой товар в работе. До Apple Store модель «Try and Buy» не использовалась в IT-отрасли вообще (за исключением trial-режима при покупки ПО и «давайте включим и посмотрим, работает ли он вообще» уже на кассе).
  • Любой товар должен быть продан с минимальными действиями и, по-возможности, там, где это удобно покупателю. В результате, сейчас, продавец проводит карту покупателя подойдя к нему (а не покупателю нужно идти куда-то в кассу и стоять в неё очередь), берёт фирменную сумку из скрытого в столешнице ящика и кладёт в неё купленное устройство, которое берёт из ближайшего ящика (все они размещены так, чтобы устройство или аксессуар можно было взять с расстояния не более 5-7 шагов).
  • В каждом магазине должен быть Genius Bar – стойка Гениев, – где покупатель может получить исчерпывающую консультацию, помощь или обучение.

Ron Johnson Apple Store Chicago

Эту концепцию в уже готовом виде Джобс и Джонсон представили ошарашенному новостью Совету Директоров Apple в 2000 году. С тех пор было открыто более 400 магазинов по всему миру. И несмотря на дружные и традиционные предсказания аналитиками полного краха этой затеи, магазины Apple Store посещают в среднем 15 000 человек в неделю. Из которых в 2012 году компьютер Mac купили около 5 млн. человек, у которых его никогда прежде небыло.

В завершение предлагаем раритетное видео с анонсом первого Apple Store, проведённым лично Стивом Джобсом:

и галерею фотографий Apple Store в различных городах мира (полная галерея фотографий всех Apple Store доступна здесь):