Пятничное: О смешанных чувствах

22 Июля состоится мировая премьера оперы о Стиве Джобсе.

Ни секунды не сомневаемся, что люди постарались, как могли. Одно только название сделано по последней моде и в него явно вложены не только вся душа, но и весь гонорар назывателя: “The (R)evolution of Steve Jobs”. Мы считаем, что больше ничего не надо и что бешеный успех гарантирован. Правда немного фонит, что первой попытке (фильму) не помогло не только название, но и даже Кейт Уинслет с Майклом Фассбендером. Но осваиватели бюджетов в культурном обществе – себе не враги и потому выводы делают с первого раза.

Большинству тех, кто находится по обе стороны окошечка билетной кассы, никогда не приходило в голову, что появление в искусствах сниженных жанров совпадает по времени с появлением “массовой культуры”.

Вообще, это филологический абсурд, оттого и развалится рано или поздно. Потому, что культура – это не содержание, а уровень. Причём, не один из, а высший. Поэтому, никаких “других культур” не существует и быть не может: “многоуровневый высший уровень”.

Но сделано на славу и морочить голову будет ещё долго. Но если ощущение болота и желание приподняться над перекваком хотя бы на экскурсию не дают покоя задолго до того, как будет позволено официально, то начать (и закончить) можно с вопроса о том, как, для кого и с какой целью опера и балет скатились в оперетту и водевиль (если в этом месте мелькнула мысль про балет о Джобсе, гоните её пинками и немедленно: мысли, говорят, материализуются).

Опера о Джобсе вызывает у нас, с одной стороны, понимание восторгов бухгалтерии; с другой – насмешку тех, кто на это не пойдёт никогда; а с третьей, с человеческой, растерянный вид, слегка приподнятые брови и опускание взгляда чуть в сторону и вниз. “Ужс какой..”.

Мы не всегда единодушны и, бывает, даже спорим. Но при прослушивании фрагментов, выложенных оперным театром для анонса, у нас в глазах единодушно было написано: “Никогда”. Капслоком. И это при том, что обычно в трейлерах показывают лучшее или даже единственное.

В общем, “опера” не обязательно означает “на повышение”. Посмертного Джобса ещё долго будут напяливать на всякие поделки, и эта – не финиш, а только начало. Поэтому, закрываем тему тремя тезисами и больше никогда к ней не вернёмся:

  1. “Ты этого и хотел, Жорж Данден”. Правда, при жизни “Жорж” хотел этого не потому, не для этого и даже, как ему казалось, не этого совсем. Но при расплате всегда вздыхают “Кто ж знал-то..”.

  2. Несмотря на то, что желания “Жоржей” всегда двигаются в пространстве и времени по траектории бумеранга, христианское “упокой его душу” обращено не только к Творцу и означает не только “закопать, а потом хоть спляшем”, а ко всем и буквально – оставить в покое. Это бывает сложно. Особенно при обильном и непреодолимом слюноотделении от просмотра сменяющих друг друга фантазий про анонсы, продажи и признание толпы за чужой счёт. Но есть мнение, что если не повестись и не свернуть на этот длинный, тяжёлый и кривой путь, то свой можно пройти гораздо быстрее и лучше + скорректировать или даже завершить ошибочную траекторию бумеранга чужого.

  3. Иным же людям можно порекомендовать, что если когда-нибудь, при морщелобом рассматривании очередной “Девушки с веслом” у рассматривателя мелькнёт ужасающая и звонкая мысль, что, может, ну его это непонятное без подсказок “искусство” – шум, суета, очереди, ехать куда-то, лимонаду не наливают и чипсы не потрескать, и, главное, НЕПОНЯТНО ЗА ЧТО УПЛОЧЕНО, – то мысль эта очень путеводная, и её не гнать нужно, а отойти в сторонку, обнять и хорошенько подумать.

Кстати, по последнему пункту всё, гораздо лучше, намного короче и уже давно сказано:

“Глазеют на говядину Рубенса и верят, что это три грации, потому что так велено верить по гиду; бросаются на Сикстинскую мадонну и стоят перед ней с тупым ожиданием: вот-вот случится что-то, кто-нибудь вылезет из-под пола и рассеет их беспредметную тоску и усталость. И отходят удивленные, что ничего не случилось” (Фёдор Михалыч Бессмертный©).

Вот лучше бы это в школьной программе изучали, а не про старушек с топорами. Глобально ничего бы не изменилось, но при соприкосновении с реальностью нужный колокольчик бы внутри позвякивал.